Проблемы работы детских и молодежных клубов:
сравнительный опыт Москвы и Берлина.

Юрий Березкин, представитель консультативного Совета по вопросам социального воспитания при Комитете по делам семьи и молодежи Правительства Москвы.

Хочу поделиться своими впечатлениями и размышлениями о работе в Берлине, где я находился на стажировке в составе 14-ти руководящих работников социальной сферы из 4-х Комитетов Правительства Москвы. Я представлял Комитет по делам семьи и молодежи. Стажировка проходила 4 месяца (с февраля по май 1997г.) в Сенате Берлина по программе Евросодружества "Тасис" - "Породненные города". В мою задачу входило изучение опыта столицы Германии по социальному воспитанию и организации работы с детьми и молодежью, а также поиск направлений возможного совместного сотрудничества.

В столице Германии нас встретили тепло и радушно. Нам предоставили отличные условия для работы и отдыха. У каждого из нас было отдельное жилье. В организациях, где проходила стажировка, у каждого было свое рабочее место. Организаторы стремились, чтобы мы досконально и тщательно изучили опыт Берлина, накопленный в области социального воспитания, работы с детьми и молодежью. Не скрывали существующих проблем, с интересом выслушивали наше мнение, высказывали пожелания о налаживании долговременного сотрудничества между Берлином и Москвой.

Мы хотели внимательно изучить проблемы, встающие перед немецкими коллегами, особенно - социальными педагогами в контексте объединения Восточного и Западного Берлина, ибо их наработки в области социального воспитания, ошибки, неудачи, успехи и достижения особенно близки нам, в нашей стране, вставшей на путь рыночной экономики.

Берлин по-прежнему представляет сейчас собой как бы два гигантских мегаполиса - Западный и Восточный, ибо инфраструктуры, существующие и в той, и в другой зоне, отличаются друг от друга.

В Восточном Берлине ранее существовали Дома пионеров, теперь на их базе созданы социально - досуговые детские и подростковые центры и клубы свободного творчества. В Западном Берлине такой развитой сети детских клубов нет. В Западной зоне существуют частные клубы, в основном центры социальной помощи, занятости и профессиональной подготовки молодежи. Досуговых, детских и молодежных клубов очень мало.

В Восточном Берлине существуют специально оборудованные помещения, куда ежедневно могут приходить дети. Есть и большие, и маленькие помещения, есть крупные и многопрофильные клубные организации, есть и небольшие любительские и профильные объединения.

Нам удалось познакомиться в Восточном Берлине с рядом клубов, дворцов, принадлежавших ранее детским коммунистическим организациям. В этой сфере произошла глубокая реорганизация. Детским и клубным работникам ГДР пришлось пройти переподготовку по учебным программам, существовавшим в Западной Германии. И специалисты, и практики должны были познакомиться с учебниками, разработанными для социальных педагогов. После объединения Германии "восточные немцы" стали жить по законам ФРГ. Теперь клубные детские работники, руководители кружков стали называться социальными педагогами.

Мы не раз были свидетелями дискуссий между нашими немецкими коллегами о том, что не все было плохо в детской и молодежной работе, существовавшей в ГДР. Да и сейчас восточные специалисты сохранили опыт, который они успешно применяют на практике. Мы видели, как дружно и вместе работают специалисты из разных зон Берлина. Произошло соединение лучшего, что было в практике Восточного и Западного Берлина.

В социальной сфере произошла интеграция двух систем через законы и через конкретных людей.

В Берлине мы увидели, что работа с молодежью ведется на основе общей идеологии, есть единые требования и согласованные действия в вопросах молодежной политики.

Во время встреч со специалистами Берлина стало видно, что главное в их требованиях к своей деятельности - стремление к работе на основе свободы, демократических принципов, создание условий детям проявить себя и свои возможности, развить свои задатки, выбрать для себя занятия. Актуальна тема сохранения и продолжения традиций воспитания.

Среди социальных педагогов Германии идет дискуссия: с одной стороны - постоянное развитие педагогического мастерства, совершенствование его, свобода поиска, а с другой - отстаивание, продолжение наработанных традиций. Думается, что совмещение этих двух позиций, тенденций в Берлине решается достаточно хорошо, цивилизованно.

У нас, в Москве, те же самые проблемы: стоит ли в погоне за новациями отказываться от старого, хорош ли эксперимент, если он не продолжает лучшие традиции? Во всем ведь должна быть мера... Нельзя отбрасывать творчески и внимательно отбирать лучшее, решительно избавляясь от казенных, устаревших форм работы.

В Германии, в Берлине, сочетают две системы: государственная и общественная. В какой пропорции сочетать их? Проблема существует, и ввиду того, что бюджетного финансирования постоянно не хватает, идет постоянное сокращение. Но, тем не менее, существует государственная система, гарантируя организацию бесплатного досуга детей и молодежи, работу бесплатных клубов, центров социального воспитания. И рядом прекрасно сосуществуют, дополняя государственную, система "свободных носителей". Клубов, работающих по этой системе, может быть очень много...

Мы наблюдали в Берлине еще одну дискуссию, дискуссию по поводу финансирования государственных клубов. Постоянно идет "выбивание" денег из бюджета. Но ряд политиков заявляет, что деньги для детских клубов - это проблема народа, социальная проблема, и она должна решаться самим народом за счет его собственной инициативы.

К слову сказать, в ряде берлинских клубов финансовая проблема решается самими участниками, но и в этом случае кроме денег, которые клубы зарабатывают собственными программами или которые собирают с посетителей, они могут получить субсидию от государства. И это бремя лежит на плечах того же самого бюджета.

Клуб должен представить программу в городской Комитет молодежи, которую могут одобрить или нет. Таким образом, от важности программы, необходимости ее, зависит, получит ли клуб от государства деньги, и в каком объеме...

Такая же система складывается и в Москве.

...Мы увидели в Берлине организации, увидели людей, которые живут свободно и понимают, что эта свобода зависит от их собственных инициатив, от их деятельности. И эта свобода также зависит от денежных средств и других ресурсов. Немецкие коллеги умеют хорошо считать и просчитывать. Невозможно представить себе ситуацию, что клуб ведет дело, которое никому не нужно. Просто на это дело нерационально тратить средства.

Но, главное, что мы увидели: клубам и организациям, которые выполняют важные и нужные для молодежи дела, гарантирована помощь и поддержка.

Бюджет имеет такие статьи, которые гарантированы и защищены Законом о молодежи, в соответствии с которым любой клуб, если он занимается общественно - полезной работой, вправе рассчитывать на государственную поддержку. И если клуб получил лицензию, то он может рассчитывать на помощь от государства.

Сейчас в российской столице подготовлен проект Закона о молодежи, имеющего статьи, рассматривающий проблемы воспитания молодежи, поддерживающие как государственные клубы, так и "свободных носителей", негосударственные организации, занимающиеся детьми и подростками.

Важно еще и то, что, говоря в Берлине со специалистами из государственных клубов, и из клубов "свободных носителей", мы увидели, кроме горящих глаз, профессионализм и компетентность. Члены делегации увидели живой интерес к нашим проблемам, к Москве, к России, к нашей педагогической работе. Европа объединяется, здесь все активнее интеграция. Связи же с нашей страной еще недостаточны. Люди хотят получать информацию о том, что делается у нас. Этот интерес проявился и в том, как берлинские специалисты принимали участие в семинарах, организованных нами и посвященных молодежной политике в Москве.

Берлинские коллеги с живым интересом слушали нас, задавали множество вопросов.

Стало очевидным: для того, чтобы понять друг друга, определить общие проблемы, надо их попросту знать, чаще обмениваться информацией. У людей есть желание приезжать к нам и приглашать к себе. Таких возможностей немало: приезд на учебу, на праздники, участие в фестивалях, встречах...

Еще одно хочется отметить, вспомнив посещение нами в Берлине бывших Дворцов пионеров Тельмановской детской организации. При реорганизации эти Дворцы остались в ведении Комитетов по делам молодежи. В Москве при похожей реорганизации Дворцы творчества были переданы в ведомство органов образования. Это принципиально иные решения. И в этом смысле думается, что система, принятая в Берлине, более прогрессивна. Она помогла "свободным носителям" или организациям, которые ныне работают в этих зданиях Дворцов, получить возможность решать социальные проблемы, проблемы помощи детям. Эти Дворцы (ныне клубы) работают в системе свободного времени и досуга, что позволяет им выходить на "болевые точки" и помогать подросткам, которым действительно необходима поддержка.

В Москве же Дворцы пионеров хотя и получили название - Дворцы творчества детей и школьников стали почти общеобразовательными, войдя в систему дополнительного образования. Это нужная и важная работа, но она несколько другого направления, так как идет с "благополучными детьми". И во многих случаях в нынешних Дворцах сейчас не до "болевых точек". Но проблемы-то остаются... Преступность растет...

К счастью, в российской столице существует и широко развивается система клубов по месту жительства, работающая под руководством Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы. И система, как мы убедились, развивается по схожим линиям.

Но как бы было хорошо, если бы в этой же системе мы работали вместе с органами образования!.. Мощное государственное финансирование, отлично оборудованные здания...

Клубы же по месту жительства не имеют такого. Созданные в системе коммунального хозяйства, они, как правило, ютятся в подвалах и полуподвалах, порою сырых, плохо отапливаемых, не один год ждут ремонта и живут под угрозой выселения...

В Берлине мы были в клубах по месту жительства, которые имеют здания в несколько этажей. В Берлине есть более гарантированное выделение средств для клубов, существующих под "флагом" Сенатского комитета молодежи. И если нашим клубам требуется каждый раз доказывать необходимость затрат перед администрацией районов (муниципалитетов), где порой работают специалисты, далекие от детской и молодежной работы, то в немецкой столице средства для своих клубов выделяются через районные молодежные комитеты, где работают квалифицированные специалисты, занимающиеся только молодежными проблемами.

Гораздо эффективнее в Берлине организована структура по руководству молодежной политикой в городе. В немецкой столице - 23 района. Существует 23 районных отделения по управлению делами молодежи с набором различных профильных отделов. К примеру, в Берлине есть 23 специалиста по работе с негосударственными молодежными организациями, занимающихся только этим делом.

В Москве же - один лишь Городской Комитет по делам семьи и молодежи, и в нем всего 8 специалистов, которые ведут всю молодежную политику в московском мегаполисе. Этого, думается, явно недостаточно. Такое положение идет во вред важному делу. Сотрудникам Комитета, обмененным тысячами проблем, подчас просто невозможно дойти до каждой молодежной организации гигантского города.

В Берлине мы увидели немало поучительного. Нас приняли в Сенате Берлина, в Сенатском Комитете молодежи.

А в детско - юношеском центре "ФЭЦ" (бывшем Дворце пионеров), ставшем "свободным носителем", познакомились со своеобразным порядком, отличающимся от нашего, когда каждый желающий может ходить в любой кружок не в строго отведенные часы, а по желанию, как в творческую мастерскую...

Такое неплохо бы было перенять и нам...

...Когда мы были в Берлине, в ходе учебы, бесед, консультаций, обмена опытом, возник ряд новых совместных проектов дальнейшего сотрудничества, которые не требуют значительных первоначальных вложений.

Например, вакуум информации о нашей деятельности можно заполнить созданием своеобразных информационных сетей. Это, требует только трудовых вложений.

Праздники, программы можно включать в рамки уже действующих, существующих программ. Заложить, допустим, в готовящиеся программы праздников, фестивалей Москвы или Берлина участие международных делегаций; или поездку на условиях обмена; тем более, что в бюджетах городов и районов заложены соответствующие статьи.

Важно задуматься о перспективах нашей работы.

В Берлине мы увидели, что существует общие проблемы, важные и для нас: например, проблема детской беспризорности, "трудных подростков", наркомании, проблемы семей, приехавших из других стран, переселенцев.

Особенно остро эти проблемы стоят в ФРГ. Но и в Москве эти проблемы с каждым годом все более обостряются. Если их не решать, могут возникнуть кризисные ситуации.

Мы увидели такой кризис в Берлине. Побывали в тех местах, где собираются подростки и молодежь, где идет свободный обмен наркотиками... Все это контролируется, отслеживается полицией. Но мы увидели, что все-таки эта проблема стала скорее медицинско-криминальной... Так же, как и у нас в Москве.

Ставится вопрос перед соответствующими службами: чем заниматься для погашения этого "пожара". Куда направить средства? На создание кризисных центров, увеличение числа медиков, борющихся с наркоманией, со СПИДом, на строительство новых тюрем для несовершеннолетних, содержание полицейского аппарата или давать деньги на профилактику правонарушений, на создание центров, куда могут прийти ребята, чтобы активно и с пользой провести свой досуг, занять свое время в кругу друзей, получить профессию, приобрести знания и умения?

В Берлине проявляется тенденция выделять деньги все же на погашение кризиса, а не на каждодневную работу с подростками. И это чувствуется в том, что педагоги детских центров, работающих по месту жительства, социальные работники говорят о росте своих педагогических проблем. Если еще два года назад такие детские центры могли отправить детей на экскурсию далеко, допустим, за пределы Берлина - в Альпы или даже в какую-то другую страну, то ныне есть проблема в том, чтобы получить деньги на экскурсию ребят в ближайший пригород, в Потсдам...

Встает принципиальный вопрос - что же, при наблюдающемся росте преступности нужно увеличивать финансовые вложения в систему "тушения пожара", надзора и развития карательных мер, или при всем при этом не сокращать систему профилактической и социально - предупредительной работы с подростками и молодежью?

Мы увидели, что Берлинские молодежные комитеты стараются помочь всем и не сокращать профилактическую работу. Но мы увидели еще и политический аспект этих проблем на уровне Сената и политиков, которые считают, что проще "выбивать деньги", например, в Европейском Сообществе, получив их "под" кризисный центр для поддержки, скажем, наркоманов. Получить деньги можно быстрее и для создания скорой, специализированной команды, собирающей с вокзалов беспризорных детей, чем обеспечивать финансирование нового клуба для ребят, тех, кого можно пока назвать "нормальными", которые еще не успели стать "трудными" и "криминальными".

Если закрыть подобный клуб, дети окажутся в ненормальной среде, и сами станут "ненормальными". Дети выйдут на улицу, и попадут в криминальное окружение...

Ведя дискуссию с берлинскими коллегами, членами Сената германской столицы, мы увидели для себя определенную опасность: если встать на путь ликвидации "кризисных" ситуаций, можно оказаться заложниками собственных политических решений. С одной стороны, это, казалось бы, хорошо, можно выгодно выглядеть в глазах избирателей - одеть, накормить беспризорника, да и телевидение не забыть пригласить... Средства массовой информации расскажут об опеке над "неблагополучными" детьми, но, как обычно, и не подумают о том, куда же затем денется этот обласканный ребенок. Ему ведь надо создать нормальные условия жизни.

Мы увидели, что в Берлине существует система государственной поддержки и что социальные работники и педагоги стараются влиять на принятие политических решений. Мы поняли, как социальным педагогам удается отстаивать права своих подопечных на нормальное проживание. Хорошо, что есть такая практика, когда ребятам, оказавшимся без присмотра родителей в силу различных причин, дается возможность пожить одним, правда, под контролем социальных работников, социальных педагогов из молодежных общественных организаций, которые занимаются подростками.

Для этих организаций важно не "тушение пожара", а повседневная профилактика.

Различные подходы к воспитанию... За них идет борьба. И нам надо так же думать над решением этих проблем, которые надвигаются и на нас. Допустим, сейчас, в России нет такого обвального развития наркомании, как на Западе. Но и у нас положение дел с этим злом критическое. И если мы не будем обращать на это внимания, ситуация может выйти из под контроля.

Важная тенденция - дать возможность развиваться параллельно всем подходам к социальному воспитанию.

Однако мы заметили и еще одну деталь: молодежным и социальным работникам приходиться отстаивать у правительства Берлина средства на детские программы.

Это уже политическая проблема немецкой молодежи. И свои права - права на отдых, на культурное времяпрепровождение, приходится отстаивать с помощью социальных работников.

Впрочем, как и у нас.

И в этом - основное сходство проблем социального воспитания, увиденных нами за время учебы в Берлине, которые, безусловно необходимо преодолевать и у нас, в России, в Москве, и в Германии.

Преодолевать, если мы хотим воспитать из наших детей сознательных и полноценных граждан современного общества.


К содержанию

Сайт создан в системе uCoz